Маргарита Авдеева, генеральный директор «Ронова Клининг»,
прокомментировала радиостанции «BUSINESS-FM» ситуацию на рынке клининговых
услуг, сложившуюся в условиях кризиса.
В России клининговые услуги сначала были востребованы только
представительствами зарубежных компаний, пытавшихся организовать свой бизнес в
России по западному образцу, то есть с выводом вспомогательным функций на
аутсорсинг. Однако со временем этот рынок развился сначала в Москве, а затем и
в крупных российских городах.
Общий объем российского рынка клининговых услуг за 3 квартал
2008 года оценивался в 364 млн. долларов, а ежегодный рост рыночного объема в
среднем составляет 30-40%, отмечают эксперты маркетингового портала
www.bsmarket.ru.
В число крупнейших регионов по оказанию клининговых услуг
входят Москва, Красноярский край, Тюменская область, республика Башкортостан,
Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ. Их доля составляет 72% от
общего объема рынка, причем на Москву приходится 28%. Основными клиентами
московских клининговых компаний являются арендаторы и собственники офисных
помещений — их доля составляет порядка 40% общего числа потребителей. Далее
следуют владельцы торговых площадей (39%), на третьем месте владельцы
складских, промышленных, медицинских и жилых помещений (около 21%).
Согласно расчетам маркетинговой компании «Амико», примерно
65—70% рынка клининга принадлежит восьми крупнейшими игроками. К ним относят
компании «Чистый свет», «Ронова-Клининг», «Примекс», «Премьер-сервис»,
«Содексо», «Каскад-Холдинг», «Клинстар», «Ирис».
Александр Шарапов, президент BRG, одного из крупнейших
игроков на российском рынке коммерческой недвижимости, — Becar Realty Group,
считает, что рост заказов в компаниях, занимающимся обслуживанием объектов
недвижимости в России, в кризис будет обеспечен именно за счет уменьшения
издержек в компаниях, связанных с сокращениями персонала и переводом услуг по
клинингу и обслуживанию инженерных систем в офисах на аутсорсинг. При этом
очевидно, что теперь профильные компании будут бороться за клиентов, готовых
предоставить крупные площади в обслуживание.
«Данный бизнес характеризуется низкой стоимостью входа на
рынок, постоянной потребностью клиентов в услугах клининга и невысокой
рентабельностью бизнеса, что компенсируется выполнением заказов на крупных
площадях», — говорит представитель маркетингового портала bsmarket Алла
Пашкова. По данным участников рынка, рентабельность клининговых услуг всегда
была на уровне 10-15%, и как таковой отсутствовал запас доходности по стоимости
клининговых услуг.
Однако Алла Пашкова в интервью BFM.ru предположила, что в
нынешних условиях вероятно снижение темпов роста рынка клининга. Причина —
снижение спроса со стороны бизнес-структур, в первую очередь, ситуация с вводом
в строй новых девелоперских проектов в сфере торговой, офисной, гостиничной и
развлекательной недвижимости. «Последствия кризиса уже начали проявляться в
том, что некоторые из крупных корпоративных заказчиков задерживают платежи, —
также призналась она. — На кризис первыми отреагировали торговые фирмы, которые
уже подняли цены на химические средства. В этой связи компании по уборке помещений
вынуждены пересматривать договоры о сотрудничестве с корпоративными клиентами
на следующий год в сторону повышения оплаты услуг».
Выводы эксперта подтверждают и отчет одного из ведущих
игроков рынка — «Ронова Клининг». По сравнению с I кварталом 2008 года продажи
за первые три месяца этого года сократились на 30%. «Кризис коснулся
практически всех отраслей нашей экономики, не обошёл он стороной и индустрию
чистоты. Клиентов в сложившихся условиях становится меньше. Связано это, прежде
всего, с уменьшением объёмов убираемых площадей из-за остановки строительства
объектов коммерческой недвижимости», — говорит генеральный директор компании
Маргарита Авдеева.
«Тем компаниям, которые привыкли добывать клиентов путём
демпинга или так называемых ценовых войн, придётся либо уйти с рынка, либо
пересмотреть принципы работы. Высокодоходными являются спецработы, от которых в
данное время многие из клиентов отказываются, объясняя это уменьшением расходов
или создавая собственные службы уборки», — говорит Маргарита Авдеева. В ответ в
компании «Ронова Клининг» уже разработали ряд антикризисных решений, в том
числе сокращенный график ежедневной комплексной уборки, снижение клинингового
контракта за счёт уменьшения числа сотрудников на объекте и сокращения пакета
услуг.
Алла Пашкова утверждает, что при этом потенциал развития
российского рынка клининговых услуг, в том числе и московского, огромен. Для
сравнения, объем рынка клининга в США за весь 2005 году составлял 66 млрд
долларов. Несмотря на экономический кризис, российский рынок в 2009 году все же
покажет рост, уверена она, правда, на прежние темпы рассчитывать не приходится.
По итогам года он составит всего 7%. «Он будет зависеть, прежде всего, от двух
факторов: ввода в эксплуатацию новых площадей нежилой недвижимости и доверия к
клининговым компаниям как более эффективному решению», — уточняет она.
Интернет-портал радиостанции «BUSINESS-FM» http://www.bfm.ru/
|